Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Гораниной Л. И., учителя истории МОУ «Гимназия № 5»

Презентация докладчика

«То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки»

Испокон веков русский народ называл Россию «матушкой». А  теперь, особенно в телевизионных передачах, можно услышать: «В этой стране...». Многие молодые люди хотят уехать за границу. Происходит утрата патриотических чувств, национального самосознания. А это уже проблема национальной безопасности России.

  Русские мыслители отмечали, что западный человек исто­рически привык дорожить своим социальным положением и жизненными удобствами. А русскому человеку, даже знатно­го происхождения, это было несвойственно. Бескрайние просторы Русской земли, суровый климат, незащищенность от набегов кочевников – все это не укрепляло привязанности к земным ценностям, а содействовало устремлению к Горнему миру. Идеал святости стал для русского человека высшим мо­ральным идеалом.

   Стремление внедрить в России западный образ жизни часто появлялось в течение последних веков и ныне возникает у тех русских людей, кто не воспринял глубоко Православия и поэто­му не имеет глубокого понимания русских людей, их неизмен­ной сущности. Приведем здесь только лаконичное выс­казывание А.С. Пушкина: «Россия никогда не имела ничего об­щего с остальною Европою... История ее требует другой мысли, другой формулы».

  Тяжелый путь выпал на долю Руси. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать великим государством… Но Господь миловал Русь, приходящую к покаянию, и спасал ее Своею силою.

  Самое начало Православия на Руси было ознаменовано чудом. В 988 г. великий князь Киевский Владимир решил  обратиться в православную веру. Но, по Божию устроению, заболел – потерял зрение. Греческая царевна Анна, невеста его, послала сказать князю: «Если хочешь избавиться от этой болезни, скорее крестись; иначе не выздороветь тебе». Когда епископ Корсунский возложил на него руки, князь прозрел. Увидел над собою Владимир чудесное исцеление и прославил Бога, говоря: «Теперь впервые познал я Бога ис­тинного». Тогда крестились и многие бояре, а затем был крещен в Днепре и весь народ киевский, пожелавший принять веру.

  Сын Владимира Равноапостольного, Ярослав Мудрый, воз­двиг много храмов и продолжал распространять истинную веру.

Крещение Руси – это день духовного рождения православ­ного русского народа. Крещение Руси – это и день историчес­кого рождения Русской Православной Церкви. Крещение Руси – это начало истории Святой Руси.

  Вскоре в Киеве возникла Киево-Печерская лавра. Отсю­да пошло по Руси монашество. Великую помощь приносили истинные иноки русской земле своими молитвами, а некоторые из них принимали и прямое участие в государственных делах.

  С ранней уже поры христианства помогал Бог князьям, ратовавшим за православную веру. В 1164 г. князь Анд­рей Боголюбский выступил против камских болгар, которые часто разоряли Русь. Перед сечею молился он перед чудотворной Владимирской иконой Богородицы и пе­ред Честным Крестом.  Сражение было кровопролитным и тяжелым. И уже болгары стали побеждать русское войско. Но в этот момент над полем битвы появилась Богородица с платом в руках, покрывающим и защищающим наше войско. Многие увидели Покров Богома­тери, вдохновились и одолели врагов.

  Но эта победа была омрачена печалью. Во время сражения убит был отрок – сын князя Андрея. По возвращении из похода Андрей Боголюбский призвал лучших мастеров-строителей и велел им воздвигнуть в память о погибшем сыне красивейший белокаменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Так возник в 1165 г. возле тихой реки Нерли  первый в России и самый прекрасный храм Покрова Богородицы, легкий и од­ноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в бе­локаменной рубахе.  

    В начале XIII столетия свирепым потоком двинулись из Азии   татаро-монголы.  Установилось монголо-татарское иго. И поняли все, что беда – в розни и беспечности, в ослабле­нии веры и сильном падении нравственности. Именно в это время начала подъема Руси снова процвела у нас православная вера.  На полной преданности воле Божией и воспитался в эти годы народ. Вырабатывалась многотерпеливая и смиренная душа русского народа.

Как первый луч далекой еще зари, просиял над Русью подвиг благоверного Александра Ярославича. В 1240 г. король шведский послал зятя своего Биргера с большим войском на кораблях в устье Невы против новгородцев и их князя Александра. Своей малочисленной дружине Александр ска­зал: «Нас немного, а враг силен. Не в силе Бог, а в правде; а правда в верных сердцах: идите с вашим князем». После шведов, в 1242 г. Александр Невский разбил на Чудском озере превосходящие объединенные силы немецких рыцарей.

Имея выдающийся полководческий талант, князь Александр изучил потенциал и военные возможности татаро-монголов и пришел к выводу, что их силы во много раз превосходят русские;  прямое военное противоборство с ними погубит народ и страну. Поэтому была избрана стратегия и тактика дипломатического сдерживания татар от опустошительных на­бегов на Русь. Такая дипломатическая защита не нра­вилась многим в окружении хана. Князь Александр был отрав­лен в ставке хана медленно действующими ядами. При возвра­щении из Орды он скоропостижно заболел и умер в дороге в возрасте 43 лет, не доехав до своей столицы Владимира. Весь народ вышел из столицы встречать траурное шествие. Летопи­сец отмечает: «Митрополит сквозь слезы сказал: "Закатилось солнце земли Русской", а народ стонал от вопля и рыданий».

В то время, когда Дмитрий Донской двинулся на татар, одно чудесное явление обнаружило участие, которое прини­мал в предстоящей битве небесный заступник России, благо­верный великий князь Александр Невский. Служитель церкви во Владимире, где покоилось тело князя, в одну ночь увидел, что свечи храмовые зажглись сами собою и два честных старца вышли из алтаря и приблизились ко гробу благоверного Алек­сандра с зовом:

– О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку, великому князю Димитрию, одолеваемому от ино­племенных.

И в тот же час благоверный князь восстал из гроба и вскоре с обоими старцами сделался незрим.

    На борьбу с татарами князя Дмитрия благословил Преподобный Сергий Радонежский.

Прошло 15 лет после Куликовской битвы.  Тамерлан шел на Русьотомстить за поражение на поле Куликовом и восстановить господство татаро-монголов. Люди ждали спасения только от Бога: послали во Владимир за уже славною чудотворениями иконою Владимирской Богоматери. Покаянием и постом готовил себя народ московский к принятию святы­ни. Икона приближалась. 26 августа далеко за город пошел народ Москвы в сретенье ее. Исстрадавшийся народ с гром­кими рыданиями встречал чудотворный лик Заступницы хрис­тиан.

В тот же день Тамерлан из Рязанской земли внезапно под­нялся и обратился в бегство. В час сретения иконы в Москве Тамерлан отдыхал и увидел порази­тельный сон. Стояла высочайшая гора, и с горы шли к нему святители с золотыми жезлами в руках, наводя на него ужас.  Над святителями в воздушном пространстве восстала Жена в багряных ризах, со множеством воинства.

В Период от смерти царя Ивана IV Васильевича (1584 г.) до воцарения в 1613 г. Михаила Федоровича Романова происходило ослабление царской власти и Церкви, нравственное падение и развращение народа, нападение на Россию и захват многих земель поляками, литовцами и шведа­ми, воцарение ложных правителей. В 1606 г. Патриархом Всея Руси стал Гермоген, который начал активную деятельность по освобождению России от зах­ватчиков и избранию на престол русского царя. С декабря 1610 г. он стал через верных людей рассылать грамоты архиереям, православным боярам и военачальникам с призывом к созданию ополчения и восстанию против ин­тервентов. Одновременно он посылал грамоты русским, кото­рые примкнули к интервентам. Вот одна из них: «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию подвергаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных! Вспомните, на кого вы поднимаете оружие? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?»

В Нижнем Новгороде создается ополчение, возглавляемое Коз­ьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

  Патриарх Гермоген был посажен поляками сначала под до­машний арест, а затем заточен в подземную темницу в Чудовом монастыре. Поляки стали принуждать Патриарха, чтобы он не благословлял взятие Москвы ополченцами, угрожали ему умер­щвлением. На все угрозы он отвечал: «Боюсь одного Бога!» Священномученика Патриарха Гермогена уморили голодом. Ото­шел он ко Господу 17 февраля 1612 г.

Москва и значительная часть России были освобождены от интервентов, а 21 февраля 1613 г. был избран Земским собором на престол царь Михаил Федоро­вич Романов.

  В эти страшные Смутные годы много порадел о России преподобный Сергий Радонежский. Недаром сказано про него: «Время общественных бедствий есть его время».  Преподобный Сергий чудесным образом явил­ся Минину и повелел ему идти на освобождение Москвы. Чудесным образом оборонил Сергий и свой монастырь от осады поляков. 16 месяцев осады не дали полякам победы. Поляки подтянули свежие силы и, имея громадное превосходство, пошли утром на победный штурм. В это время неожиданно появился густой туман. Кто-то крикнул, что подошли на помощь монастырю русские ополченцы. Начался яростный бой. Осаждавшие мона­стырь полки почему-то стали биться друг с другом. Когда туман рассеялся, у стен монастыря лежало множество убитых поляков и литовцев, а остальные ушли, сняв осаду. Иного конца не могло и быть, поскольку преподобный Сергий при жизни сказал: «Нога иноземных завоевателей не ступит на землю Троицкой обители, пока в ней будет хоть один молитвенник».

Почти все русские полководцы прошлых веков были глу­боко верующими и не мыслили себе идти в бой без помощи Божией. Одним из благочестивых полководцев был Александр Васильевич Суворов, который выиграл 99 сра­жений, не имея ни одного поражения. Он, как никто, сознавал важность веры и говорил: «Безверное войско учить – что перегорелое железо точить».  Перед битвою, помолясь Богу и благословив всех, он напоминал всем обязанности к Богу, к государю и Отечеству.

 Объявляя об окончании Отечественной войны, русский царь Александр I гово­рил: «Славный сей год минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши. Россия показа­ла свету, что где Бог и вера в сердцах народных, там все вражьи силы рассыплются и сокрушатся. Спасение России от врагов есть явно излиянная на нас благодать Божия».

 Всенародным памятником победы над францу­зами явились Спасо-Бородинский монастырь на поле Бородин­ском и храм Христа Спасителя в Москве, взорванный в 1931 г. большевиками и восстановленный к 2000-летию Рож­дества Христова.

В России до революции был широко распространен дух православного патриотизма. После 1917 г. стали тотально про­поведовать и воспитывать безбожный советский патриотизм, лишенный главной силы – веры в Бога и христианской любви. Единственный правильный путь – возврат к существовав­шему девять веков духовному православному патриотизму. Главная основа российского патриотизма – это Святая Русь, как идеал и цель для всего народа, это наша земля со всеми святыми и святынями.  Не возродив, не восстановив прежнего истинного патри­отизма, Россия не встанет на ноги, не превратится снова в Великую державу.

Много раз за тысячу лет Россия оказывалась в беде. И каж­дый раз появлялись и объединялись герои своего времени и с Божией помощью преодолевали бедствие. Так будет и теперь!

 Иеромонах Роман (Матюшин)

  Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,             

Иль что еще страшней – жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу

 

Презентация докладчика