Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад Герасимовой Т. И., учителя информатики МОУ «ГИМНАЗИЯ №3»

Медиаобразование (media education) в современном мире

 

Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с  целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных  способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретённые в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет). Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние более, чем полвека. Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты. Социологи подсчитали, что в среднем «цивилизованный человек», проживший до 75 лет, располагает примерно 50 годами активной, лишенной сна деятельности. И ровно девять лет из них он тратит на то, чтобы... только смотреть телевизор. В среднем современный школьник тратит более шести часов в день на общение с медиа. В XXI веке без медиа немыслимо социокультурное развитие любой нации практически во всех областях, включая, разумеется, образование.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и на получение информации, и является инструментом поддержки институтов гражданской демократии.

Медиаобразование рекомендуется ЮНЕСКО к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и обучения в течение всей жизни человека. Сегодня Россия включила медиаобразование, как направленное развитие ИКТ в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В нашем веке в педагогической науке сформировалось специфическое направление в педагогике – «медиаобразование», призванное помочь аудитории разного возраста лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой коммуникации. На сегодняшний день в России вопрос медиаобразования встал как никогда остро, ведь литература в своем классическом понимании перестала быть основополагающей в образовании подрастающего поколения.

В 2005 году Ассоциация кинообразования и медиапедагогики Россиии, а также Бюро ЮНЕСКО в Москве начали издание первого в России журнала, посвященного педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, под названием «Медиаобразование». Поддерживающий эту тематику портал «Информационная грамотность и медиаобразование» www.mediagram.ru получил высокую оценку, как российского экспертного сообщества, так и на международном уровне, в том числе со стороны ООН и ЮНЕСКО. Данный портал стал российским вкладом в разработку международного портала по проблемам медиаобразования, медиапедагогики и медиакомпетентности – Media Literacy Education Clearinghouse, создаваемого под патронатом ООН в рамках деятельности «Альянса цивилизаций» (Alliance of Civilizations

Важно отметить и наличие соединения медиаобразования с новыми стандартами образования в общеобразовательной среде. ИКТ-компетентность младших школьников является фундаментом для формирования универсальных учебных действий в современной массовой школе.

Медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности. Оно способствует и сохранению традиционных форм образования и воспитания, и их адаптации к новой информационной среде, и поиска новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире. Медиаобразование занимается тремя проблемами:

- познание мира в различных формах (через искусство, науку, любые информационные источники, в т.ч. и через Интернет),

- понимание и интерпретация информации (развитие критического мышления),

- освоение новых форм представления информации (создание новых сообщений).

Медиамир чрезвычайно сильно влияет на нас. Уже зафиксированы случаи возникновения зависимости детей от различных видов «информационных наркотиков», в том числе и ТВ-зависимость, Интернет-зависимость. Мы много говорим о растущей проблеме информационной безопасности. Однако главная проблема не в том, чтобы фильтровать информацию или искать способы безопасного программного обеспечения. Начинать надо с самого ребенка. Помогая ему осознать, что такое мир информации, чему в нем можно доверять и чего следует избегать, формируя критическое мышление, создавая возможность для формирования информационной культуры личности, мы и получаем подлинного гражданина будущего мира.

Медиаобразование – это способ мышления, это своеобразная идеология педагогической деятельности. Это равноправие ребенка и взрослого по отношению к информации, позиция активного творца медиамира вместо пассивного приятия всех чужих идей. Одинаково важны все три направления формирования информационной культуры. На практике медиаобразование становится основой для изменения своего отношения к миру, постоянного анализа всего, что нас окружает.

Только пропуская информацию медиамира через собственное восприятие, делая его частью собственного опыта, активно действуя на основе этого опыта, мы можем говорить об информационной культуре личности и о пути достижения информационной безопасности в современном мире.

Для медиаобразования нет возрастных рамок или формальных границ. Оно начинается в раннем детстве и может продолжаться до конца жизни. Упуская возможности формирования информационной культуры в том возрасте, когда человек наиболее активно формирует механизмы взаимодействия с миром информации, мы создаем почву для различных манипуляций сознанием и создаем почву для так называемого информационного терроризма.

Медиаобразование в семье – одно из самых актуальных на сегодняшний день направлений. Семейное чтение, совместные просмотры, обсуждение материалов СМИ могут стать основанием для формирования информационной культуры личности. Избегая общения, не проявляя активности в оценке сообщений СМИ, из которых мы узнаем о явлениях и событиях, не вступая в информационный диалог с миром, мы заранее проигрываем той наступательной агрессии, которая присуща многим проявлениям современного медиамира.

Семья и школа – главные союзники в борьбе против информационного терроризма и Интернет-зависимости. И медиаобразование – именно тот способ мышления, который дает личности перспективу развития.

В современном информационном обществе даже маленькие дети с легкостью осваивают новомодные гаджеты и спокойно ориентируются во всемирной паутине. И никакие запреты на просмотр «плохих» страниц в интернете подрастающее поколение уже не остановят. А наоборот заинтересуют их внимание.

Родители, педагоги должны хорошо понимать, что большую часть своего времени дети проводят именно в виртуальном мире на страницах в интернете.

ХХ век вошел в историю как век новых информационных технологий. Человечество ежедневно получает огромное количество информации, приходящей посредством коммуникационных сетей (телевидения, радио, прессы, Интернета, спутниковой связи и т.д.). Средства массовой коммуникации (медиа) создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого происходит формирование социальных, художественных, интеллектуальных ценностей и интересов.

Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа. Так, в нем видят и источник знаний, и в то же время помеху в образовании и воспитании, средство всестороннего развития и фактор, тормозящий последнее. Средства массовой коммуникации и информации могут способствовать позитивному развитию человека, но в то же время опустошению – духовному, нравственному, эстетическому кризису личности. Засилье низкопробной в художественном и содержательном отношении продукции кино/видеорынка требуют сегодня от педагогов усилить внимание воспитанию средствами и на материале медиа, развивать художественное восприятие, познавательные интересы и творческие возможности учащихся.

Экранные медиа, к которым традиционно относят кино, телевидение, видео, Интернет и др., оказывают огромное влияние на формирующуюся личность (т.е. на детей и молодежь). Медийная информация способна одновременно воздействовать и на слух и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Изобразительно-выразительные средства медиакультуры создают условия для показа того или иного предмета или явления в разных ракурсах, с разных точек зрения, в различных планах.

Огромную роль в жизни общества играет личность, ее базовая культура, в формировании которой особое место отводится художественному воспитанию и образованию, развитию творческой и человеческой индивидуальности, самостоятельного творческого мышления, интеллекта, эстетического сознания и активизации знаний. Говоря о медиаобразовании, нужно иметь в виду, что оно затрагивает практически все виды воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, правовое, экологическое и т.д. Кроме того, медиа имеют влияние на все этапы формирования и развития личности. Очевидно, что среди основных функций личности – творческое освоение общественного опыта и включения человека в систему общественных отношений, а общественный опыт приобретается человеком наряду с другими источниками и при помощи медиа. Таким образом, медиаобразование может осуществляться на всех ступенях развития подрастающего поколения, а также последующие периоды жизни.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.