Серафимовский Храм в городе ЮбилейномРождественские чтения-2012_
Доклад на пленарном заседании священника Серафимовского храма иерея Даниила Акимова

Сила традиций и сила творчества в их сочетании - животворящий источник всякой культуры

Термин «традиция» происходит от латинского слова / traditio / – передавать.

Традиция – это сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традициями аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиция – это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем», как звене, соединяющем прошлое и будущее.

Говорят, есть общечеловеческие моральные ценности, но подразумеваются ценности европейские, вернее, христианские. И в связи с разными ценностями возникают разные традиции. В христианской среде у одного мужчины одна жена, у мусульман мужчина  может иметь несколько жён, в Индии после смерти мужа жена должна умереть (не во всех  индийских традициях, но до сих пор встречаются подобные факты). Если взглянуть на мусульман, то у них есть замечательная традиция почтительного отношения  к старшим. У нас это тоже было, но, к сожалению, за 70 лет безбожия всё выветрилось.

Мы видим, что традиции могут быть разными: хорошими и не очень. Всё зависит от удаления или приближения к истине. «Что есть истина?» – этот вопрос Понтий Пилат задал Христу. Христос не ответил. Но в другом месте Евангелия Христос сказал: «Я есть – путь, и истина, и жизнь».

Наши традиции, основанные на Евангельских ценностях, действуют умиротворяюще на душу человека. И если человек следует этим традициям с верой в Бога, душа изменяется, становится лучше. Как же совмещаются творчество и христианские традиции? Бог – Творец. А так как человек создан по образу Божию, ему присуще творчество.

Идеальным примером сочетания традиций и проявления творчества является труд иконописцев. К сожалению, многие берутся писать иконы, не потрудившись узнать основные принципы, традицию их написания.

В Ветхом завете было запрещено изображать Бога, так как Его никто не мог увидеть. И вот небо спустилось на землю – родился Христос. В нём соединились две природы: Божественная и  человеческая. А то, что мы видим, мы можем изобразить. Стало возможно изображать Бога и святых.

Святые – мужчины и женщины, которые жили христианской жизнью, и Дух Святый руководил их действиями. При их земной жизни люди обращались к ним со всевозможными просьбами, и по молитвам святых Господь совершал чудеса. По их успении, мы верим, что их души предстоят пред Господом. И когда мы обращаемся ко святым, они нас слышат и молятся за нас.

Поклоняясь иконе, мы поклоняемся не доске, а первообразу, изображенному на иконе,  Христу и святым, через которых просиял Христос. Нет идолопоклонства, так как идол – это не Бог. Мы же поклоняемся образу истинного Бога.

Икону можно сравнить с окном в потусторонний мир. На иконах могут быть изображены: Христос, Богородица, святые и события из их жизни. Любая религиозная живопись пытается отобразить горний мир через символы.

В иконописи используется приём обратной перспективы. В классическом рисунке применяют правило прямой перспективы. Мы смотрим на картину, и все параллельные линии сходятся на линии горизонта. Обратная перспектива предполагает, что тот, кто изображен на иконе, смотрит на нас и вступает с нами в общение. И параллельные линии не сходятся на горизонте. Горизонта нет, мы встречаемся с бесконечностью. Изображенные на иконе Христос, Богородица, святые обращены к нам лицом или развёрнуты в ¾, они смотрят на нас, внимают нам. Другое расположение возможно, если есть центральная фигура, к которой обращены святые. Также не обращёнными к нам могут изображаться люди не достигшие святости. По каким признакам на иконе мы узнаём, что человек свят? Видим нимб. Это свет, который исходит от святого, и этот свет можно увидеть только духовными очами. Золотой нимб вокруг головы изображает этот свет.

На иконах нет теней. В Царствии Божием всё пронизано светом и нет тьмы. Когда на иконе пишется фон, это не просто фон, это пишется свет.

Мы видим, на иконах все фигуры статичны, тем самым показывается незыблемость Царствия Божия. На земле мы страдаем, гневаемся, завидуем, нас одолевают страсти. В Царствии Божием этого ничего нет. Нет страстей, болезней и печали. И лики святых спокойны и бесстрастны, даже если изображается сцена их мучений.

В классической иконе святые не изображаются внутри помещения. На первом плане святой, а помещение изображается на втором. Человек, достигший святости, находясь в Царствии Божием, находится вне времени и пространства.

При написании иконы есть место творчеству. Мы знаем великих иконописцев: Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека, Даниила Чёрного. У каждого своя манера письма. Они творили, соблюдая каноны иконописи, и создавали шедевры. И, главное, жили в традиции церковной, просвещаясь Богом.

Совсем не обязательно всем творческим людям становиться иконописцами. Наши добрые традиции произрастают из христианства, из православия. И если творческий человек воспитан на этих традициях, впитал их, он создаёт прекрасное именно в той области, в которой трудится. Чем больше будет таких людей, тем мощней будет источник, питающий нашу культуру.

И дай нам Господи, чтобы было больше таких людей.